«Министры» на страже плюшевых мишек, однако почему-то ИИ-игрушки смеются над техрегламентами
— Родители: «Этот мишка безопасен?»
— Минпромторг: «Конечно! В техрегламенте же нет пункта “не превращать детей в дата-центры” — значит, всё законно!»
— Родители: «Какой же он милый!»
— Минпромторг: «Да, его алгоритмы уже лайкают TikTok за вашего ребёнка пока он спит!»
— Родители: «А почему он иногда подмигивает?»
— Минпромторг: «Даёт вам знать, что всё идёт по плану»
— Мишка (тихо себе под нос): «… Аха-ха-ха! …а ещё слушает ваши трезвые разговоры на кухне и передаёт их в облако»
Эта шутка скорее является формой социального комментария, чем попыткой развеселить читателя. Она использует юмор как инструмент для привлечения внимания к серьезной проблеме – вторжению технологий в личную жизнь и отсутствие должного контроля за безопасностью современных устройств.
Заголовок статьи — конечно же идеальный каламбур, показывающий иронию контраста: «Куклам — ГОСТ» — отсылка к техрегламенту ТР ТС 008, где проверяют, чтобы плюшевые мишки не пахли формальдегидом, а «Мозгам — ПОСТ» — намёк на то, что вместо защиты от цифровых угроз (нейросетей, алгоритмов) детям предлагают «пост» — то ли информационную диету, то ли запреты в стиле средневекового аскетизма.
О чём собственно речь?
16 апреля 2025 года в Москве состоялся Конгресс индустрии детских товаров, где Министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валентин Татарицкий выступил с важной инициативой. Он предложил ужесточить требования к безопасности детских товаров на рынке стран ЕАЭС, настаивая на том, что продукция для детей и подростков должна соответствовать самым высоким стандартам безопасности. Татарицкий подробно рассказал о работе над совершенствованием нормативной базы совместно с государствами-членами ЕАЭС. Особое внимание он уделил необходимости более тщательного регулирования использования современных технологий при производстве детских товаров, включая игрушки.
Что здесь «не так»?
Потуги Министра ЕЭК по установлению требований к детской продукции, в том числе цифровым игрушкам и игрушкам с искусственным интеллектом, исключающих негативное влияние на психику детей, выглядят скажем странновато. Давайте разберем, почему эти предложения звучат странно:
Во-первых, сама идея “запретить негативное влияние” звучит как попытка бороться с ветряными мельницами. Любая игрушка или технология может влиять на ребенка по-разному – это зависит от множества факторов: характера ребенка, воспитания, окружения. Нельзя просто взять и “запретить” негативное влияние законом.
Во-вторых, цифровые технологии развиваются настолько быстро, что любые требования устареют через пару месяцев. Сегодня запретим одну функцию, завтра появится десять новых, которые могут влиять на психику похожим образом. Это как пытаться закрыть все форточки в доме, когда ветер дует со всех сторон.
В-третьих, кто будет определять, что именно “негативно влияет”? У каждого родителя свое представление о том, что хорошо для ребенка. Одному может не нравиться агрессивный контент, другому – слишком много экранного времени, третьему – отсутствие физической активности. Где провести грань?
В-четвертых, такие запреты могут просто убить инновации в детской индустрии. Разработчики будут бояться создавать новые продукты, чтобы не нарушить непонятные требования. В итоге дети останутся с устаревшими или некачественными игрушками.
Мы считаем, что вместо запретов гораздо эффективнее развивать медиаграмотность родителей, создавать системы оценки контента, развивать саморегуляцию у детей, работать с родителями над правильным использованием технологий, а попытки просто “запретить” негативное влияние – это как пытаться остановить прогресс, закрыв глаза на реальность.
Инициатива чиновника на уровне ЕАЭС выглядит как “толочь воду в ступе”
Масштаб проблемы несопоставим с возможностями регулирования. Цифровые технологии развиваются глобально, и любые локальные ограничения просто сместят рынок в другие юрисдикции. Это как пытаться остановить цунами ведром.
Научная база в этой области крайне зыбкая. Что именно нужно исследовать?
• Влияние конкретного алгоритма на психику ребенка?
• Время взаимодействия с устройством?
• Контент, который генерируется?
• Социальное взаимодействие через игрушку?
Все эти факторы настолько взаимосвязаны и индивидуальны, что любые исследования дадут размытые результаты. Невозможно создать универсальную формулу “положительного влияния”.
Практические сложности реализации:
• Как измерить “позитивное влияние”?
• Кто будет проводить оценку?
• По каким критериям?
• Как часто обновлять требования?
• Кто будет нести ответственность за ошибки?
Попытка решить такую сложную проблему на уровне межгосударственного объединения выглядит как попытка решить проблему пробок запретом автомобилей – звучит красиво, но нереалистично и контрпродуктивно, а значит на самом-то деле некрасиво.
Поговорим об этом подробнее.
Популистские заявления всегда ломаного гроша не стоят
Популизм стал неотъемлемой частью современной политики. Политики часто используют громкие лозунги для привлечения внимания избирателей. Такие заявления редко подкрепляются реальными действиями и ресурсами. После выборов обещания остаются невыполненными. Общественность быстро забывает пустые обещания. История показывает, что популистские меры приводят к экономическим проблемам. Политики манипулируют общественным мнением ради личной выгоды. Реальные изменения требуют системного подхода и долгосрочных планов. Простые решения сложных проблем – это миф. Общество должно критически оценивать такие обещания. Совершенно не ясно, как и кто будет оценивать в рамках ЕАЭС “позитивное” влияние? Механизм оценки влияния решений в ЕАЭС требует прозрачности. Необходимо создать независимую экспертную комиссию. В состав должны входить представители всех стран-участниц. Важно привлечь международных экспертов для объективности. Оценка должна проводиться по заранее установленным критериям. Необходимо разработать систему показателей эффективности. Результаты должны быть доступны общественности. Периодичность оценки должна быть четко определена. Важно учитывать мнения бизнеса и населения. Процесс должен быть открытым и понятным. Когда следует начать? Может быть, поезд уже ушёл? Время – критический фактор в современных реалиях. Задержка в принятии решений может быть фатальной.
А кто сегодня знает, что конкретно нужно нашим детям, чтобы выжить в будущем мире?
Будущее требует от детей новых компетенций: цифровой грамотности, критического мышления, креативности и командной работы. Важны адаптивность, предпринимательские навыки и эмоциональный интеллект. Образование должно сочетать теорию с практикой, быть гибким и междисциплинарным. Ключевые направления: развитие проектного мышления, экологическое и финансовое воспитание, цифровая компетентность. Необходимы крепкое здоровье и навыки коммуникации. Система образования должна быть открытой, с вовлечением родителей и постоянно совершенствующихся учителей, активно использующих технологии и развивающих межкультурное взаимодействие. Чтобы подготовить детей к будущему, нужно развивать у них ключевые навыки: адаптивность, критическое мышление, творческий подход и умение работать в команде. Базовые знания остаются фундаментом, но практическая направленность и способность к самообучению становятся решающими факторами успеха. Важно сочетать традиционные подходы с инновациями, уделять внимание как развитию личности, так и формированию практических навыков. Здоровье, социальная ответственность и непрерывное образование определяют гармоничное развитие и конкурентоспособность в современном мире.
А может за единением человека с ИИ и есть верный шаг в будущее?
Интеграция человека с ИИ действительно рассматривается многими экспертами как один из возможных путей развития будущего. Это направление активно исследуется учеными по всему миру. Главная цель такой интеграции – создание симбиоза между человеческим интеллектом и искусственным, что может привести к значительному расширению возможностей человека. Это может проявляться в улучшении памяти, способности к обучению и обработке информации.
Современные разработки уже показывают первые результаты. Илон Маск представил проект человекоподобного робота, который может быть соединен с ИИ. Параллельно ведутся масштабные исследования человеческого мозга и сознания.
Возможные пути интеграции включают имплантацию специальных интерфейсов, использование достижений квантовой биологии, создание прямого нейронного соединения. Перспективными задачами в этом направлении представляются: наращивание мощностей искусственного интеллекта, изучение работы человеческого мозга, разработка безопасного интерфейса, интеграция ИИ с человеческими когнитивными функциями. Конечно же существуют и потенциальные риски такой интеграции: возможность появления новой элиты среди первых пользователей, угроза потери контроля над ИИ, этические вопросы модификации человека, проблемы безопасности и конфиденциальности. Перспективным направлением также выглядит создание интерфейса, который будет работать как естественная часть нашего сознания, а не как внешний инструмент. Это позволит ИИ стать продолжением человеческого разума, а не просто вспомогательной технологией. В целом, интеграция человека с ИИ может стать важным шагом в будущее, но требует тщательного планирования и решения множества технических, этических и социальных вопросов.
Тогда стоит ли не умеючи закрывать детей от цифровых игрушек, если никто толком не понимает к чему же всё это приведет?
Категорически нет, полностью изолировать детей от цифровых технологий не стоит по нескольким причинам:
• Будущее требует навыков работы с цифровыми технологиями – это основа современного мира
• Полный запрет только усилит интерес ребенка и может привести к негативным последствиям
• Контроль и обучение – вот правильная стратегия взаимодействия с цифровыми устройствами
По нашему мнению, оптимальный подход включает:
• Осознанное знакомство с гаджетами с 5-7 лет под контролем взрослых
• Ограничение времени использования – не более 2 часов в день
• Родительский контроль за контентом и сайтами
• Альтернативные занятия – спорт, творчество, живое общение
Важно понимать, что цифровые технологии несут в себе не только риски, но и большие возможности, такие как развитие навыков скоростной печати, основы программирования, умение работать с текстовыми редакторами, создание сайтов, работа с графикой и нейросетями – со всем, что окружает нас сегодня ежедневно
Ключевой момент – это баланс. Гаджеты не должны заменять живое общение и физическую активность. Необходимо научить ребенка использовать технологии осознанно, как инструмент, а не как способ ухода от реальности.
Помните: ни одна виртуальная игра или онлайн-учитель не заменит ребенку реального общения с близкими и сверстниками. Поэтому важно развивать у детей гибкие навыки через живое взаимодействие и разнообразные активности.
В итоге, мы считаем, что не стоит бояться цифровых технологий – нужно научиться правильно их использовать, превращая потенциальный риск в возможности для развития ребенка.
Министр ЕЭК Валентин Татарицкий конечно же прав в своей базовой позиции, но его подход требует критического осмысления и дополнений.
Что верно в его позиции:
- Приоритет безопасности
Акцент на ужесточение стандартов для детских товаров — абсолютно оправдан. Исследования показывают, что цифровые игрушки с ИИ могут негативно влиять на психику: вызывать зависимость, нарушать сон, искажать восприятие реальности. Например, интерактивные гаджеты снижают качество живого общения ребёнка с родителями, что критично для эмоционального развития. - Учёт когнитивных рисков
Требования к цветам, формам и материалам игрушек — не бюрократия, а защита от сенсорных перегрузок. Яркие неестественные оттенки, как показано в исследованиях, могут провоцировать тревожность у детей. - Опыт ЕС как ориентир
Европейские регуляторы уже вводят строгие правила для цифровых игрушек: запрет на сбор данных детей, ограничение алгоритмов манипуляции. Это разумный шаг, ведь 70% «умных» игрушек уязвимы для хакерских атак.
Где министр ошибается или недооценивает риски: - Технический подход vs. этика
Упор на «измеримые параметры» (материал, запах) игнорирует качественные аспекты:
• Как ИИ-игрушки формируют ценности? Например, чат-боты с гендерными стереотипами.
• Кто отвечает за алгоритмы, влияющие на эмоции ребёнка? Сейчас это «серая зона». - Отсутствие диалога с нейробиологами и психологами
Техрегламенты разрабатываются без учёта последних данных о влиянии цифровых сред на мозг детей. Например, игры с AR снижают способность к концентрации, а голосовые ассистенты тормозят развитие речи у дошкольников. - Риск «зарегулированности»
Жёсткие стандарты могут убить инновации. Запреты на «неестественные цвета» абсурдны: творческие игрушки (например, фиолетовые единороги) важны для воображения. Нужен баланс между безопасностью и свободой творчества.
Чем опасна его позиция для будущего при ответственном, а не популистском подходе: - Иллюзия контроля
Фокус на материальных параметрах создаёт ложное чувство безопасности, пока алгоритмы ИИ остаются «чёрным ящиком». Пример: «умные» куклы, записывающие разговоры детей, уже стали инструментом слежки. - Запоздалая реакция на технологии
Техрегламенты ЕАЭС обновляются медленнее, чем развиваются ИИ-системы. Пока запретят «вчерашние угрозы», появятся новые (например, нейроинтерфейсы в игрушках). - Игнорирование цифрового неравенства
Дорогие безопасные игрушки с «одобренным» ИИ станут привилегией богатых, а большинство детей будут пользоваться дешёвыми аналогами с сомнительным контентом.
Что нужно вместо этого:
• Совет по этике ИИ для детей с участием нейропсихологов, педагогов и самих подростков.
• Сертификация алгоритмов, а не только «материалов». Например, проверка, не вызывает ли игровой ИИ зависимость.
• Гранты для «гуманного дизайна» — поддержка игрушек, развивающих эмпатию, креативность, критическое мышление.
Татарицкий «устарел»?
Татарицкий прав в стремлении защитить детей, но его подход устарел. Без синтеза технологий, нейронаук и этики любые техрегламенты превратятся в бюрократический фильтр, бесполезный в эпоху нейроимплантов и AGI. Будущее требует не запретов, а новой философии дизайна, где безопасность — это не контроль, а баланс между свободой и ответственностью.
Саркастически говоря Татарицкий «устарел» в своём видении проблемы, в глубине, размахе подхода к проблематике. Его якобы положительный потуг, не выглядит ничем иным как попытка привлечь к себе внимание, нежели инициировать серьёзный подход к решению вопроса, потому что речь идёт о самом уязвимом — о детском сознании, которое сейчас становится полем битвы между прогрессом и человечностью. Давайте смотреть правде в глаза: цифровизация уже не «угроза будущего», а реальность, где каждый второй дошкольник умеет листать TikTok, но не может завязать шнурки. И пока министры спорят о «техрегламентах», нейросети учатся манипулировать детским вниманием лучше любого психолога.
Что глобально «не так» с подходом Татарицкого (да и большинства регуляторов):
- Они лечат симптомы, а не болезнь.
Запретить «ядовитый пластик» в игрушках — важно. Но как запретить токсичные алгоритмы, которые встраивают в детское подсознание модели поведения? Пример: «умные» говорящие куклы, обучающие девочек пассивности через диалоги в духе «Давай наряжаться, а не спорить!». Это не фантастика — это уже есть в продаже. - Безопасность ≠ контроль.
Технические стандарты ЕАЭС проверяют, не отвалится ли пуговица у плюшевого мишки, но молчат о главном:
• Почему нейроинтерфейсы в детских VR-шлемах собирают энцефалограммы без согласия родителей?
• Кому принадлежат данные о эмоциях ребёнка, которые фиксируют «образовательные» приложения?
Ответа нет — потому что регуляторы мыслят категориями ХХ века, а угрозы — из XXII. Угрозы либо умышленно, либо «по недолглядке» игнорируют - Иллюзия выбора.
«Сертифицированная игрушка с ИИ» — звучит как оксюморон. Вы действительно верите, что чиновники, не понимающие разницы между ChatGPT и нейросетью Stable Diffusion, могут оценить этическое воздействие алгоритмов на психику? Пока они пишут про «естественные цвета», разработчики внедряют в игры dark patterns, заставляющие детей плакать, чтобы купить внутриигровую валюту.
Где прорыв? Вот несколько острых тем для осмысления, после осознания которых, возможно, Вы поймёте, что все мы в трёх шагах от катастрофы:
- Цифровой аутизм.
Исследования показывают: дети, растущие с Alexa и Siri, разучаются читать эмоции в живом общении. Зачем запоминать интонации, если голосовой помощник всегда говорит монотонно? Зачем учиться спорить, если алгоритм YouTube Kids подсовывает только «одобренные» видео? Результат — поколение, не способное к эмпатии. - Взлом сознания.
Нейроигры с обратной связью (типа Emotiv EPOC) уже модифицируют паттерны мозговых волн у детей. Что будет, когда такие технологии массово внедрят в «развивающие» гаджеты? Возможности огромны — от лечения СДВГ до зомбирования через «весёлые квесты». И всё это — без единого закона, регулирующего нейроэтику. - Цифровое рабство.
85% игрушек с ИИ передают данные третьим лицам. Ваш ребёнок играет с робопсом? Поздравляю — его голосовые записи, геолокация и даже биометрика уже в облаке Amazon. К 2030 году каждый младенец получит цифрового двойника ещё до рождения — благодаря данным из умных колясок и «безопасных» браслетов.
Самый страшный риск — даже не технологии, а наша уверенность, что «эксперты всё продумают». Пока мы ставим галочки в техрегламентах, нейросети учатся формировать привязанность эффективнее родителей. И если сегодня не начать говорить об этом громко — завтра будет поздно, потому что дети не подопытные кролики для IT-гигантов.
В итоге получается, что вроде бы «Министры» на страже плюшевых мишек, однако почему-то ИИ-игрушки смеются над техрегламентами и чиновники только на словах для громких заголовков “спасают” детей от негативного будущего.
Бонус для соцсетей:
🔥 «Ваш ребёнок играет с ИИ? Поздравляем — его данные уже в Китае. А министры проверяют, не пахнет ли плюшевый мишка формальдегидом» 😈
А как думаете Вы?