Статья представляет собой анализ сложной проблематики с тщательным разбором нормативной базы и выявлением системных противоречий. Автор сочетает аргументированную позицию с открытостью к профессиональной дискуссии, что делает материал не только информативным, но и стимулирующим к дальнейшему обсуждению.
Почему ссылаться в стандарте на технический регламент законно, но некорректно
Можно ли в тексте стандарта (например, ГОСТ) напрямую ссылаться на технические регламенты ЕАЭС, особенно в части требований безопасности. Поговорим об этом с примерами. При этом нам будет важно убедиться, что в нормативных документах нет прямого запрета на такие ссылки. В различных материалах упоминается, что стандарты не должны противоречить регламентам, но разрешено ли прямое цитирование?
В итоге, основываясь на анализе разных основополагающих документах по стандартизации включая Решениях ЕЭК, возможно, мы придём к выводу о том, что включение в стандарты ссылок на технические регламенты допустимо при условии, что это не создает противоречий и стандарт используется как инструмент выполнения регламента.
У нас с вами есть свежий пример:
При рассмотрении редакции проекта межгосударственного стандарта ГОСТ «Вика кормовая. Технические условия» в раздел 4.2 Требования безопасности предлагается внести запись: «По показателям безопасности вика кормовая должна соответствовать требованиям указанным в таблице 1. По содержанию токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радиоактивных элементов в соответствии с ТР ТС 015/2011».
Вика кормовая — это ценная высокобелковая кормовая культура, которая относится к семейству Бобовые и является однолетним растением. Смеси вики с овсом и другими злаковыми культурами используют в качестве зелёной подкормки, сена, сенажа, силоса и пастбищного корма.
Возникает резонный дискуссионный вопрос. Разве можно записывать в стандарт (ГОСТ) требования безопасности с указанием на технический регламент ЕАЭС?
Вроде бы как в стандарте можно указывать требования безопасности, связанные с техническим регламентом ЕАЭС, так как есть возможность применять ГОСТ для целей технического регламента. Более того, согласно пункту 6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения», межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям технического регламента, в том числе технического регламента Евразийского экономического союза, если данный стандарт включён в соответствующий перечень.
Однако, речь не идёт о простом указании в ГОСТе требований безопасности, связанных с техническим регламентом ЕАЭС. Речь идёт о прямой ссылке на конкретный регламент. Регламенты могут ссылаться на ГОСТы, но не наоборот. Не так ли?
То, что Технический регламент ЕАЭС не является стандартом это понятно. То, что требования регламента могут выполняться посредством выполнения требований стандартов, привязанных к регламенту – это тоже понятно. Вопрос в другом: разве возможно записать в стандарт прямую ссылку на технический регламент: 4.2 Требования безопасности. По содержанию токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радиоактивных элементов в соответствии с ТР ТС 015/2011? Разве это юридически допустимо?
Вариант примера ГОСТ Р 56541-2015 «Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза
На основании анализа ГОСТ Р 56541-2015 можно сделать следующие выводы:
- В документе отсылки на технические регламенты присутствуют и являются частью нормативной базы:
- В разделе 4.7 указано, что конкретные правила идентификации определяются положениями ТР ТС
- В разделе 5.2 говорится об использовании признаков, установленных в ТР ТС
- В разделе 5.3 упоминается сравнение с признаками из ТР ТС
- Стандарт прямо предусматривает использование требований ТР ТС при:
- Визуальном методе идентификации (сравнение с признаками из ТР ТС)
- Органолептическом методе (сравнение с признаками из ТР ТС)
- Инструментальном методе (проверка соответствия показателям из ТР ТС)
- В документе подтверждается, что:
- Стандарты могут и должны ссылаться на технические регламенты
- Требования ТР ТС используются как основа для идентификации продукции
- Методы испытаний и измерений применяются в соответствии с требованиями ТР ТС
Таким образом, на примере данного стандарта мы видим, что ссылки здесь прямо предусмотрены как необходимость ссылок стандартов на технические регламенты в рамках системы оценки соответствия.
Чему учат умные курсы по стандартизации
Интересным является тот факт, что мы как организация, проводящая обучение по данному направления как никто другой заинтересованы в выработке верной позиции по данному вопросу. Однако, как удалось разобраться, в представленном учебном материале прямых указаний на возможность включения в стандарт ссылок на технические регламенты ЕАЭС не содержится.
Анализ наших обучающих курсов показал, что в материалах лекций рассматриваются общие положения о стандартизации, но отсутствует конкретная регламентация по вопросам взаимодействия стандартов и технических регламентов. Упоминается то, что важным принципом стандартизации является недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам, однако это не означает автоматического разрешения на включение прямых ссылок на регламенты в тексты стандартов.
Таким образом, на основании учебного материала нельзя сделать однозначный вывод о возможности прямого включения ссылок на технические регламенты ЕАЭС в текст стандартов. Для получения точного ответа необходимо обращаться к специализированным нормативным документам, регулирующим порядок разработки и содержания стандартов.
Как стандарты и технические регламенты взаимодействуют друг с другом
Стандарты носят добровольный характер, но если их требования исполняются, то автоматически выполняется сам технический регламент. В противном случае производитель должен доказать контролирующим органам соответствие изделия регламенту.
Международные стандарты используются в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Исключение составляют случаи, когда международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения целей принятия технического регламента.
К каждому техническому регламенту Национальным органом по стандартизации и Правительством РФ принимается два перечня стандартов и других документов в области стандартизации. Это позволяет применять стандарты и другие документы в области стандартизации в качестве доказательственной базы при проведении обязательного подтверждения соответствия продукции и государственном контроле за соблюдением требований технических регламентов.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
В Федеральном законе «О техническом регулировании» нет прямого указания на запрет дублирования норм регламента в тексте стандарта или изменения обязательных требований. Хотя прямые запреты на дублирование норм или изменение требований в законе не прописаны, сама система технического регулирования построена таким образом, что:
- Технические регламенты имеют приоритет
- Стандарты могут только дополнять, но не заменять требования регламентов
- Любые изменения требований возможны только через процедуру изменения самого технического регламента
Федеральный закон «О стандартизации в РФ»
Если проанализировать Федеральный закон «О стандартизации в РФ» мы увидим, что нет прямых указаний на возможность или невозможность создания прямых ссылок в стандартах на технические регламенты. При этом документ содержит следующие важные положения, касающиеся взаимодействия стандартов и регламентов:
- Принцип соответствия: документы по стандартизации должны соответствовать требованиям технических регламентов (указано в принципах стандартизации)
- Обязательность применения: стандарты применяются добровольно, за исключением случаев, когда их применение обязательно для соблюдения требований технических регламентов
- Система контроля: документы по стандартизации должны обеспечивать возможность контроля за выполнением требований технических регламентов
- Порядок разработки: при разработке стандартов необходимо учитывать требования технических регламентов, но прямого регулирования ссылок в законе не предусмотрено
Таким образом, хотя закон не регламентирует напрямую возможность или невозможность прямых ссылок стандартов на технические регламенты, он устанавливает общую систему взаимодействия между этими документами через принципы соответствия и обязательности выполнения требований регламентов.
ГОСТ Р 1.1-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности»
Прочитав стандарт можно прийти к следующему выводу: отсутствуют прямые указания на возможность ссылок стандартов на технические регламенты. Однако чётко прослеживается вывод: структура документа косвенно свидетельствует о некорректности прямых ссылок стандартов на регламенты. Система построена так, что стандарты выступают инструментом реализации требований, а не источником для ссылок. Приоритет отдан техническим регламентам, а стандарты выполняют вспомогательную роль через специальные перечни, а не через прямые взаимные отсылки.
ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены»
Анализ ГОСТ Р 1.2-2020 показывает, что, хотя документ не содержит прямых указаний о возможности ссылок стандартов на технические регламенты, он устанавливает чёткую иерархию: стандарты должны соответствовать требованиям регламентов и не противоречить им. При разработке стандарта учитывается соответствие техническим регламентам ЕАЭС, а в пояснительной записке обязательно отражаются сведения о соответствии проекта регламентам.
Главный вывод получается такой, что структура ГОСТ Р 1.2-2020 косвенно подтверждает приоритетное положение технических регламентов и подчинённую роль стандартов, делая акцент на соответствии, а не на формальных ссылках. Это указывает на то, что хотя прямая ссылка стандарта на регламент формально не запрещена, система построена на принципе реализации требований регламентов через стандарты, а не на взаимных ссылках документов.
ГОСТ Р 1.8-2011 “Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения»
Анализ ГОСТ Р 1.8-2011 показывает, что, несмотря на отсутствие прямых указаний о возможности ссылок стандартов на технические регламенты, документ чётко устанавливает иерархию: стандарты разрабатываются с учётом требований регламентов и не должны им противоречить. При этом проводится обязательный контроль соответствия, а сами стандарты выступают инструментом реализации требований регламентов.
Главный вывод состоит в том, что структура документа косвенно указывает на некорректность прямых ссылок стандартов на регламенты, поскольку стандарты по своей природе являются инструментом реализации требований, а не источником для ссылок. При этом обратная связь (ссылка регламента на стандарт) допустима, так как стандарты служат именно инструментом достижения требований регламента.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 161 “О Порядке разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов»
Наконец обратим своё внимание и на один из важнейших документов эпохи. На основании проанализированного Решения ЕЭК можно сделать вывод о том, что документ не содержит прямого запрета на указание ссылок на технические регламенты в стандартах. Таким образом, документ не запрещает, а наоборот, предполагает определенную взаимосвязь и взаимодополняемость стандартов и технических регламентов, что косвенно подтверждает допустимость ссылок стандартов на регламенты в рамках установленной системы технического регулирования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2023 г. № 67 “О Порядке координации работ по стандартизации в рамках Евразийского экономического союза”
Анализируя Решение ЕЭК № 67 видим, что документ не содержит прямого запрета на указание ссылок на технические регламенты в стандартах.
В документе прослеживается следующая система взаимодействия:
- Стандарты разрабатываются для обеспечения требований технических регламентов
- Существует механизм включения стандартов в специальные перечни для обеспечения требований регламентов
- Стандарты могут содержать правила и методы испытаний для применения требований регламентов
Из содержания документа следует:
- Стандарты разрабатываются с учетом требований технических регламентов
- Существует прямая связь между требованиями регламентов и содержанием стандартов
- Стандарты являются инструментом для выполнения требований регламентов
Таким образом, документ не только не запрещает, но и предполагает определенную взаимосвязь и взаимодополняемость стандартов и технических регламентов. Это косвенно подтверждает допустимость ссылок стандартов на регламенты в рамках установленной системы технического регулирования.
Юридическая сторона вопроса
Анализ правовых аспектов показывает, что вопрос включения ссылок на технические регламенты в стандарты требует особого подхода. Действующие правила стандартизации в ЕАЭС допускают использование таких ссылок, но с существенными ограничениями.
Допустимые случаи применения ссылок на регламенты в стандартах включают:
- Идентификация продукции — когда стандарт указывает на соответствие объекта стандартизации требованиям конкретного регламента (например, «продукция должна соответствовать ТР ТС 015/2011»)
- Методы подтверждения — при указании методик испытаний, установленных регламентом
Корректная формулировка в стандарте может выглядеть следующим образом:
«4.2 Требования безопасности
Содержание токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов и радиоактивных элементов в вике кормовой не должно противоречить нормам, установленным ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
Условия допустимости прямых ссылок:
- Стандарт содержит методы испытаний для регламента
- Определяются критерии безопасности, связанные с ТР ТС
- Ссылки не дублируют, а лишь указывают на обязательные нормы
- Соблюдаются принципы ГОСТ Р 1.8-2011 и Решения ЕЭК №161
- Отсутствуют правовые коллизии (согласно Решению Совета ЕЭК №67)
- Не происходит изменения или смягчения требований регламента
- Ссылка не заменяет прямое применение регламента
Важное ограничение: стандарт не должен заменять или изменять требования регламента, а лишь служить инструментом их выполнения. При этом необходимо избегать создания замкнутых циклов ссылок и дублирования нормативных требований.
При всём при этом можно выделить следующие минусы использования прямых ссылок на технические регламенты в стандартах:
- Циклическая зависимость документов:
- Создается замкнутый круг: для подтверждения соответствия регламенту нужен стандарт, а стандарт ссылается на регламент
- Усложняется понимание взаимосвязей между документами
- Затрудняется процесс интерпретации требований
- Проблемы с актуализацией:
- Стандарты обновляются чаще регламентов
- При изменении регламента может потребоваться массовый пересмотр стандартов
- Возникает риск рассогласования версий документов
- Правовые риски:
- Возможность возникновения правовых коллизий
- Неопределенность юридической силы ссылок
- Риск неправильной трактовки требований
- Организационные сложности:
- Усложнение процедуры согласования документов
- Увеличение времени на внесение изменений
- Рост административной нагрузки
- Методологические недостатки:
- Нарушение установленной иерархии документов
- Размывание границ ответственности разработчиков
- Снижение эффективности системы технического регулирования
- Практические неудобства:
- Затруднение применения документов пользователями
- Увеличение объема документации
- Снижение понятности требований
- Системный дисбаланс:
- Нарушение принципа подчиненности стандартов регламентам
- Разрушение установленной системы взаимодействия документов
- Снижение эффективности всей системы технического регулирования
- Операционные риски:
- Увеличение времени на проверку соответствия
- Рост вероятности ошибок при интерпретации
- Снижение качества оценки соответствия
Когда же стандарт вспоминает про регламент и что делать с анализом правомерности ссылок
Наша позиция – не рекомендуем так делать.
Учитывая минусы от возможного указания ссылок в стандартах, мы не рекомендуем так делать и вот почему:
В ФЗ № 162 от 29 июля 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации» в статье 27 п. 1. указано, что нормативные правовые акты (к которым относятся, в том числе, и технические регламенты, принимаемые органами государственной власти) могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты.
Обращаем внимание, что именно технический регламент может содержать ссылку на стандарт, а не наоборот. Такой порядок установлен по той причине, что национальный стандарт — это документ, в который специально установленным порядком могут вноситься изменения и дополнения. То есть стандарт по своей природе динамичный документ, в котором отслеживаются все текущие изменения в отношении объекта стандартизации.
Технический регламент, будучи нормативным правовым актом, не является столь же динамичным документом и подлежит пересмотру значительно реже и процедура внесения в него изменений значительно дольше и сложнее. Именно поэтому технические регламенты содержат ссылки на стандарты, внесение изменений в которые далеко не всегда требует изменений в техническом регламенте.
А как считаете Вы?