Кручу, верчу, расфасовать хочу

Кручу, верчу, расфасовать хочу

Теперь производители ряда продовольственных товаров, к примеру таких как молоко, будут обязаны фасовать свои продукты в тару и в количестве, соответствующем «привычным» полным мерам: если 1 литр, то 1 литр, а не 950 мл.

Кручу, верчу, расфасовать хочу – так можно охарактеризовать нововведение, призванное помочь покупателю в продуктовом магазине не запутаться в товарах.

Что случилось?

Как уже многим известно, с 25 октября введена в действие поправка к ГОСТ 8.579-2019 “Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовке, продаже и импорте” (далее – ГОСТ 8.579-2019).

Есть один нюанс, к которому вернёмся позже – это то, что данный порядок действует только на территории РФ.

Действительно, хорошо известно всем покупателям о том, что производители сокращают объем, количество и вес продуктов, при этом не снижая их отпускную стоимость. Таким образом, производители вводят в заблуждение потребителей относительно реальной цены товара. Якобы…

Документы

В стандарте ГОСТ 8.579-2019 говорится следующее: “8.3 Значения номинального количества товара для некоторых категорий фасованных товаров с одинаковым номинальным количеством товара, указанных в приложении Г, в установленных диапазонах должны соответствовать значениям, указанным в таблице Г.1. Вне установленных диапазонов для данных фасованных товаров допускается использование любых значений номинального количества товара”.    

Собственно, сама поправка к ГОСТ 8.579-2019 выглядит так:

В каком местеДолжно быть
Приложение Г. Таблица Г.1    
 Наименование фасованных товаровДиапазон значений номинального количестваДопускаемые значения номинального количества товара
 1 Вина виноградные  
1.1 Вина виноградные натуральные (тихие), млОт 100 до 10 000100-187-250-375-500- 750-1000-1500-2000-3000- 5000-6000-9000-10 000
 1.2 Вина виноградные, имеющие право на использование наименований по происхождению: “Gotes du Jura”, “Arbois”, “L’Etoile” и “Chateau-Chalon”, мл620
 1.3 Вина игристые, вина виноградные шипучие (газированные и слабогазированные), шампанское, млОт 125 до 9000125-200-375-750-1500- 3000-4500-6000-9000
 1.4 Вина виноградные ароматизированные, млОт 100 до 5000100-200-375-500-700- 750-1000-1500-2000-5000
 1.5 Вина виноградные специальные (ликерные), млОт 100 до 1500100-200-375-500-750- 1000-1500
 2 Вина плодовые крепленые, млОт 250 до 5000250-375-750-1000-1500- 2000-5000
 3 Вина фруктово-ягодные натуральные, млОт 375 до 1500375-700-750-1000-1500
 4 Водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, кальвадос, бренди, виски, ром, текила, млОт 20 до 500020-30-40-50-100-200- 250-350-375-500-600- 700-750-1000-1250-1500- 1750-2000-2500-3000- 4500-5000
 5 Масло сливочное, гОт 100 до 500100-200-250-500
 6 Масло подсолнечное, млОт 500 до 3000500-1000-3000
 7 Молоко питьевое, млОт 200 до 2000200-250-500-1000-2000
 8 Сахар-песок, гОт 250 до 3000250-500-1000-2000-3000
 9 Соль поваренная пищевая, гОт 250 до 1000250-500-1000
 10 Чай черный байховый, гОт 25 до 25025-50-75-100-125-150- 200-250
 11 Мука пшеничная, гОт 500 до 3000500-1000-2000-3000
 12 Рис шлифованный, гОт 500 до 2000500-1000-2000
 13 Пшено, гОт 500 до 2000500-1000-2000
 14 Крупа гречневая – ядрица, гОт 500 до 2000500-1000-2000
 15 Вермишель, гОт 250 до 2000250-500-1000-2000

Мы видим, что Приложение Г стандарта ГОСТ 8.579-2019 дополнено отдельными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости (сливочное и подсолнечное масло, молоко питьевое, сахар-песок, соль, черный чай, мука пшеничная, рис, пшено, гречка, вермишель) и допускаемыми значениями номинального количества этих товаров. Так, например, гречневая крупа, рис и пшено подлежат фасовке по 500, 1000, 2000 г, молоко – по 200, 250, 500, 1000, 2000 мл, масло подсолнечное – по 500, 1000 и 3000 мл.

Ещё один важный нюанс: обратите внимание на то, что поправка касается только тех производителей, которые заявляют о соответствии своей продукции стандарту ГОСТ 8.579-2019.

Откуда ноги растут?

В связи с тем, что по мнению экспертов подобные манипуляции с мерами веса/объёма вводят в заблуждение потребителей относительно стоимости товаров, по поручению Генерального прокурора Игоря Краснова в Генпрокуратуре прошло совещание, на котором обсуждены результаты проделанной Минпромторгом и Росстандартом работы по противодействию манипулированию в сфере потребительского рынка. В мероприятии также приняли участие представители Минсельхоза и Роспотребнадзора. Так, по инициативе Генпрокуратуры 24 октября 2023 г. были внесены необходимые корректировки в ГОСТ 8.579-2019 и теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара.

Что обещают?

Декларируется готовность Минпромторга и Минсельхоз России быть ориентированными на необходимость оказания содействия по внедрению на практике соответствующих требований с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений. Прокуратура, в свою очередь, взялась мониторить соблюдение новых правил фасовки социально значимых продовольственных товаров. Другие исполнительные органы обещают тщательнее контролировать сельскохозяйственную продукцию. На выходе данное включение в Государственный стандарт параметров упаковки, несомненно окажет положительное влияние на потребителей, особенно на тех, которые не привыкли читать состав и обращать внимание на объем или вес товара, например таких как пенсионеры, что приведёт к снижению уровня их заблуждаемости.

Каких продуктов это коснётся?

В первую очередь речь идёт о следующих товарах:

  • масла;
  • вермишели;
  • крупы;
  • сахара;
  • соли;
  • муки;
  • чая;
  • молока

Какие подводные камни могут проявиться?

Для потребителей такая мера может привести к кратковременному ощущению роста цен товара. Рост объема может повлечь за собой пропорциональное увеличение стоимости продукции в отечественных супермаркетах.

Для производителей интересен может быть тот факт, что практически каждый стандарт на пищевую продукцию имеет ссылку на ГОСТ 8.579, впрочем, как и многие ТУ и СТО. В данном случае как нельзя лучше проявляется «добровольность» применения стандартов, закреплённая основными положениями по сертификации, при этом в соответствии с ФЗ 164-ФЗ “О стандартизации в РФ” требования стандарта становятся обязательными, если производитель заявляет о соответствии своего продукта его требованиям. Остаётся вопрос – имеется ли возможность у производителя не указывать соответствие стандарту и фасовать свой объём или указывать и фасовать вне установленных диапазонов Приложения Г?

Для производителей не оставили места для разворота – для разворота в сторону закона. Отсутствие периода на проведение подготовительных мероприятий может привести к вынужденным нарушениям.

Для экономики России, вопрос немедленного введения в действие поправки может иметь негативный эффект, ввиду (вспоминаем вышеуказанный нюанс) введения данной поправки только на территории России. Производителей, к примеру, из Беларуси это не касается и в условиях перемещения товаров внутри рынка ЕАЭС, возможно наши российские производители могут оказаться в весьма невыгодном положении. Конечно же в долгосрочной перспективе данная поправка может сыграть положительный эффект.

Здесь необходимо обратить внимание на экономический, вернее поведенческий маркетинговый вопрос. В основание был положен тезис о заблуждаемости потребителя. Строго говоря, все цены указаны на ценниках, вес указан на упаковке и в целом никакого обмана нет. Более того, если говорить о привычках, мол советские люди привыкли к «честным» фасовкам, то прошло столько времени (30 лет), что данный фактор следует поставить под сомнение и изъять его из основополагающего.

Вывод

Представляется то, что вся ситуация с «заблуждениями потребителя» в постсоветском капиталистическом мире носит условно-честный характер. Маркетинговые игры (скидки, распродажи, уменьшенные упаковки и прочие уловки) всегда нацелены на кошелёк потребителя. Регулярно меняющиеся упаковки, цвета, месторасположения товаров на полках и, конечно же, цены действительно имеют раздражительный эффект, однако это рынок. Если государство делает попытку регулирования рынка с потенциально положительным эффектом и здравым настроем – это всегда есть хорошо.

А Вы как думаете?