Теперь производители ряда продовольственных товаров, к примеру таких как молоко, будут обязаны фасовать свои продукты в тару и в количестве, соответствующем «привычным» полным мерам: если 1 литр, то 1 литр, а не 950 мл.
Кручу, верчу, расфасовать хочу – так можно охарактеризовать нововведение, призванное помочь покупателю в продуктовом магазине не запутаться в товарах.
Что случилось?
Как уже многим известно, с 25 октября введена в действие поправка к ГОСТ 8.579-2019 “Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовке, продаже и импорте” (далее – ГОСТ 8.579-2019).
Есть один нюанс, к которому вернёмся позже – это то, что данный порядок действует только на территории РФ.
Действительно, хорошо известно всем покупателям о том, что производители сокращают объем, количество и вес продуктов, при этом не снижая их отпускную стоимость. Таким образом, производители вводят в заблуждение потребителей относительно реальной цены товара. Якобы…
Документы
В стандарте ГОСТ 8.579-2019 говорится следующее: “8.3 Значения номинального количества товара для некоторых категорий фасованных товаров с одинаковым номинальным количеством товара, указанных в приложении Г, в установленных диапазонах должны соответствовать значениям, указанным в таблице Г.1. Вне установленных диапазонов для данных фасованных товаров допускается использование любых значений номинального количества товара”.
Собственно, сама поправка к ГОСТ 8.579-2019 выглядит так:
В каком месте | Должно быть | |||
Приложение Г. Таблица Г.1 | ||||
Наименование фасованных товаров | Диапазон значений номинального количества | Допускаемые значения номинального количества товара | ||
1 Вина виноградные | ||||
1.1 Вина виноградные натуральные (тихие), мл | От 100 до 10 000 | 100-187-250-375-500- 750-1000-1500-2000-3000- 5000-6000-9000-10 000 | ||
1.2 Вина виноградные, имеющие право на использование наименований по происхождению: “Gotes du Jura”, “Arbois”, “L’Etoile” и “Chateau-Chalon”, мл | – | 620 | ||
1.3 Вина игристые, вина виноградные шипучие (газированные и слабогазированные), шампанское, мл | От 125 до 9000 | 125-200-375-750-1500- 3000-4500-6000-9000 | ||
1.4 Вина виноградные ароматизированные, мл | От 100 до 5000 | 100-200-375-500-700- 750-1000-1500-2000-5000 | ||
1.5 Вина виноградные специальные (ликерные), мл | От 100 до 1500 | 100-200-375-500-750- 1000-1500 | ||
2 Вина плодовые крепленые, мл | От 250 до 5000 | 250-375-750-1000-1500- 2000-5000 | ||
3 Вина фруктово-ягодные натуральные, мл | От 375 до 1500 | 375-700-750-1000-1500 | ||
4 Водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, кальвадос, бренди, виски, ром, текила, мл | От 20 до 5000 | 20-30-40-50-100-200- 250-350-375-500-600- 700-750-1000-1250-1500- 1750-2000-2500-3000- 4500-5000 | ||
5 Масло сливочное, г | От 100 до 500 | 100-200-250-500 | ||
6 Масло подсолнечное, мл | От 500 до 3000 | 500-1000-3000 | ||
7 Молоко питьевое, мл | От 200 до 2000 | 200-250-500-1000-2000 | ||
8 Сахар-песок, г | От 250 до 3000 | 250-500-1000-2000-3000 | ||
9 Соль поваренная пищевая, г | От 250 до 1000 | 250-500-1000 | ||
10 Чай черный байховый, г | От 25 до 250 | 25-50-75-100-125-150- 200-250 | ||
11 Мука пшеничная, г | От 500 до 3000 | 500-1000-2000-3000 | ||
12 Рис шлифованный, г | От 500 до 2000 | 500-1000-2000 | ||
13 Пшено, г | От 500 до 2000 | 500-1000-2000 | ||
14 Крупа гречневая – ядрица, г | От 500 до 2000 | 500-1000-2000 | ||
15 Вермишель, г | От 250 до 2000 | 250-500-1000-2000 |
Мы видим, что Приложение Г стандарта ГОСТ 8.579-2019 дополнено отдельными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости (сливочное и подсолнечное масло, молоко питьевое, сахар-песок, соль, черный чай, мука пшеничная, рис, пшено, гречка, вермишель) и допускаемыми значениями номинального количества этих товаров. Так, например, гречневая крупа, рис и пшено подлежат фасовке по 500, 1000, 2000 г, молоко – по 200, 250, 500, 1000, 2000 мл, масло подсолнечное – по 500, 1000 и 3000 мл.
Ещё один важный нюанс: обратите внимание на то, что поправка касается только тех производителей, которые заявляют о соответствии своей продукции стандарту ГОСТ 8.579-2019.
Откуда ноги растут?
В связи с тем, что по мнению экспертов подобные манипуляции с мерами веса/объёма вводят в заблуждение потребителей относительно стоимости товаров, по поручению Генерального прокурора Игоря Краснова в Генпрокуратуре прошло совещание, на котором обсуждены результаты проделанной Минпромторгом и Росстандартом работы по противодействию манипулированию в сфере потребительского рынка. В мероприятии также приняли участие представители Минсельхоза и Роспотребнадзора. Так, по инициативе Генпрокуратуры 24 октября 2023 г. были внесены необходимые корректировки в ГОСТ 8.579-2019 и теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара.
Что обещают?
Декларируется готовность Минпромторга и Минсельхоз России быть ориентированными на необходимость оказания содействия по внедрению на практике соответствующих требований с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений. Прокуратура, в свою очередь, взялась мониторить соблюдение новых правил фасовки социально значимых продовольственных товаров. Другие исполнительные органы обещают тщательнее контролировать сельскохозяйственную продукцию. На выходе данное включение в Государственный стандарт параметров упаковки, несомненно окажет положительное влияние на потребителей, особенно на тех, которые не привыкли читать состав и обращать внимание на объем или вес товара, например таких как пенсионеры, что приведёт к снижению уровня их заблуждаемости.
Каких продуктов это коснётся?
В первую очередь речь идёт о следующих товарах:
- масла;
- вермишели;
- крупы;
- сахара;
- соли;
- муки;
- чая;
- молока
Какие подводные камни могут проявиться?
Для потребителей такая мера может привести к кратковременному ощущению роста цен товара. Рост объема может повлечь за собой пропорциональное увеличение стоимости продукции в отечественных супермаркетах.
Для производителей интересен может быть тот факт, что практически каждый стандарт на пищевую продукцию имеет ссылку на ГОСТ 8.579, впрочем, как и многие ТУ и СТО. В данном случае как нельзя лучше проявляется «добровольность» применения стандартов, закреплённая основными положениями по сертификации, при этом в соответствии с ФЗ 164-ФЗ “О стандартизации в РФ” требования стандарта становятся обязательными, если производитель заявляет о соответствии своего продукта его требованиям. Остаётся вопрос – имеется ли возможность у производителя не указывать соответствие стандарту и фасовать свой объём или указывать и фасовать вне установленных диапазонов Приложения Г?
Для производителей не оставили места для разворота – для разворота в сторону закона. Отсутствие периода на проведение подготовительных мероприятий может привести к вынужденным нарушениям.
Для экономики России, вопрос немедленного введения в действие поправки может иметь негативный эффект, ввиду (вспоминаем вышеуказанный нюанс) введения данной поправки только на территории России. Производителей, к примеру, из Беларуси это не касается и в условиях перемещения товаров внутри рынка ЕАЭС, возможно наши российские производители могут оказаться в весьма невыгодном положении. Конечно же в долгосрочной перспективе данная поправка может сыграть положительный эффект.
Здесь необходимо обратить внимание на экономический, вернее поведенческий маркетинговый вопрос. В основание был положен тезис о заблуждаемости потребителя. Строго говоря, все цены указаны на ценниках, вес указан на упаковке и в целом никакого обмана нет. Более того, если говорить о привычках, мол советские люди привыкли к «честным» фасовкам, то прошло столько времени (30 лет), что данный фактор следует поставить под сомнение и изъять его из основополагающего.
Вывод
Представляется то, что вся ситуация с «заблуждениями потребителя» в постсоветском капиталистическом мире носит условно-честный характер. Маркетинговые игры (скидки, распродажи, уменьшенные упаковки и прочие уловки) всегда нацелены на кошелёк потребителя. Регулярно меняющиеся упаковки, цвета, месторасположения товаров на полках и, конечно же, цены действительно имеют раздражительный эффект, однако это рынок. Если государство делает попытку регулирования рынка с потенциально положительным эффектом и здравым настроем – это всегда есть хорошо.
А Вы как думаете?