Букеты из мыла

Букеты из мыла, мыльные букеты (сувенирное / декоративное мыло)

В Интернете набрал популярность вопрос, который в усреднённой версии звучит так:

Изготовитель в статусе “самозанятый” своими руками изготавливает и продаёт сувенирное /декоративное мыло (мыльные букеты) на маркетплейсах – нужна ли декларация?

Изготовление и продажа изделий ручной работы, так называемый “хендмейд”, некоторые рассматривают как способ подработки. Очень часто в торговых центрах, на островках продаж всё чаще встречаются красивые букеты цветов, сделанные из мыла. Действительно красиво, но как выяснилось ещё и востребовано потребителем. Вопрос о применении таких искусных шедевров творчества по прямому назначению их состава (мыло) – до сих пор обсуждается.

Букет из мыла

Некоторые считают, что такая красота должна просто быть объектом созерцания, другие настаивают на использовании продукта в целях дезинфекции тела. Вопрос этот не совсем праздный – ведь сам по себе продукт “мыло” немедленно становится объектом технического регулирования ЕАЭС (торгово-экономический союз 5- стран, где существует законодательная договорённость о единых правилах оборота продукции если эта продукция относится к области действия технических регламентов, вступивших в силу по решению международной комиссии ЕАЭС).

Вся суть вопроса раскрывается в том, что изготовлением таких декоративно-сувенирных букетов зачастую занимаются люди в статусе “самозанятый”. Статус самозанятого накладывает определённые ограничения на его деятельность, которые связаны с возможностью оформления деклараций на свою продукцию. Существуют, конечно, варианты как возможно задекларировать свою продукцию через посредников, но это однозначно приведёт к удорожанию самой продукции.
Отметим, что сама тема “возможности самозанятого” не относится напрямую к вопросам из области технического регулирования, но относится к вопросам юридического характера.

Представляется, что законодатель, организуя такую форму статуса налогоплательщика как “самозанятый”, недостаточно тщательно проработал вопрос ответственности самозанятого в части подтверждения безопасности производимой им продукции. Однако…

Возможно, ответ заложен в объёме совокупной выручки самозанятого? Так годовой оборот его не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Если точнее, то, предположительно, законодатель ограничил ответственность самозанятого за качество реализуемой продукции положениями ГК и нормами СанПиН и невозможностью напрямую оформлять на произведённую им продукцию Деклараций и Сертификатов соответствия. Поэтому представляется, что бизнес самозанятого это менее серьезный и полноценный бизнес нежели Индивидуальное предпринимательство. Но как же быть самозанятому? Ведь нельзя игнорировать юридические вопросы. Любые нарушения — повод для нападок со стороны налоговиков, контролёров Роспотребнадзора, а также придирчивых покупателей, что естественно грозит штрафами и разочарованием в своих возможностях в мире бизнеса.

Как быть, если продажа хендмейда, в нашем случае – сувениров декоративных букетов из мыла, есть нерегулярная подработка, и сам самозанятый и не планирует выходить за рамки дохода 200 000 рублей в месяц, что само по себе не мало.

Есть вариант, но он усложнит и удорожит Ваш продукт – действовать через посредника, либо агитировать владельца магазина, принимающего Ваш товар под реализации пройти процедуру сертификации вашего шедевра (договор комиссии). Есть ещё вариант создания изделий ручной работы на заказ (договор подряда) – Заказчик даёт задание, вы выполняете, он принимает работу и платит за неё деньги. Однако для многих мастериц и мастеров такие варианты – не варианты.

Часто хендмейд продаётся без всяких сопроводительных документов… на выставках, в ларьках, на вокзалах, рынках, фестивалях, в социальных сетях и т.п. Схема рабочая, но практика может в какой-то день оказаться порочной — рано или поздно могут возникнуть проблемы.

Итак, букеты из мыла, декоративное мыло, сувенирное мыло и прочие комбинации наименований продукта проверяющими органами (к прим. Роспотребнадзор) будут признаны как мыло или продукция из мыла. Это означает, что продукция из мыла относится к одному из кодов ТН ВЭД, начинающихся на “34 01”.

Код ТН ВЭДНаименование позиции
3401Мыло; поверхностно-активные
органические вещества и средства,
применяемые в качестве мыла,
в форме брусков, кусков или в
виде фигурных изделий, содержащие
или не содержащие мыло;
бумага, ватная набивка,
войлок, фетр и нетканые материалы,
пропитанные или покрытые мылом
или моющим средством:
-мыло и поверхностно-активные
 органические вещества и средства
 в форме брусков, кусков или в виде
 фигурных изделий и бумага,
 ватная набивка, войлок, фетр
 и нетканые материалы, пропитанные
 или покрытые мылом или моющим
 средством:
3401 11 000 –мыло туалетное (включая мыло, содержащее лекарственные средства)
3401 19 000  –прочие
3401 20  -мыло в прочих формах:
3401 20 100  –хлопья, вафли, гранулы или порошки
3401 20 900  –прочее

Это, в свою очередь, подразумевает, что данная продукция подпадает под действие требований технического регламента “О безопасности парфюмерно-косметической продукции” (ТР ТС 009/2011). Таким образом, исходя из химического состава продукта для целей запуска в оборот (торговли) на территории ЕАЭС, куда естественно входит Россия, потребуется оформление либо Декларации о соответствии, либо Свидетельства о государственной регистрации (СГР).

В зависимости от состава мыла в продукте, для беспроблемной реализации букетов из мыла (сувенирного мыло) Вам могут понадобиться:

1.     Оформление Свидетельства о государственной регистрации 

2.      Декларация соответствия 

3.      Отказное письмо. Но в “отказном письме” также будет упоминание о попадании Вашей продукции под действие ТР ТС 009-2011.

4.      Описание характеристик изделия — для предоставления заказчику (покупателю) информации о назначении, качестве и основных свойствах.

Примечание:

Некоторые мастера «хитрят» и используют приставку «сувенирная продукция» к своим изделиям. Действительно, сувениры, как правило, не сертифицируются и не декларируются.

иногда, в редком, почти эксклюзивном случае, когда будет предоставлена доказательная база того, что данный букет сделан на заказ, в единичном экземпляре, состоит лишь из некоторых компонентов мыла, является сувениром, не применимым как средство для мыться кожи и не предназначено для детей и так далее, то в этом случае, теоретически можно оформить “отказное письмо”, удостоверяющее необязательность подтверждения соответствия (необходимость оформления СГР или Декларации), так как такое изделия ручной работы — оригинальная продукция с набором уникальных характеристик и такое конкретное изделие сложно будет найти в перечнях и нормативах.  

Как решить вопрос:

1.      Изготовить бирку или поместить информацию на упаковке. Это, кстати, полезно и в маркетинговом плане.

2.      Запросить и получить в органе сертификации отказное письмо на конкретное изделие (партию). Если оснований для сертификации не найдут — выдадут письмо. Если найдут — укажут на необходимость сертификации или декларирования.

3.      Урегулировать вопрос в договоре с посредником или заказчиком. Если вы работаете по комиссионному договору, сертификация — задача магазина. Если заключается договор подряда, требования к качеству изделий прописываются в задании, а порядок проверки при сдаче-приемке работы — в самом договоре.

Но проверять нужно предметно. Например, сувенирную керамическую посуду требуется декларировать. А многие изделия (хоть сувенирные, хоть нет) должны соответствовать СанПиН, иначе — административная ответственность. В частности, это касается детских игрушек.

Сертификацию и декларирование проходят только ИП или юридические лица. Для граждан, включая самозанятых, такой прямой возможности нет. В этом случае сертификация или декларирование — задача магазина (продавца).

Советы:

Что нужно сделать для продажи хендмейд-изделия мыло сувенирное (декоративное) в виде букета цветов:

1.      Лучше зарегистрироваться в качестве ИП и пройти процедуру сертификации (СГР, сертификат, декларация, отказное письмо)

2. Если всё же это самозанятый — определить, необходимость сертификации и того, кто должен будет её проходить.

3.      Оформить договор с посредником (продавцом) или заказчиком — если товар сдаётся в магазин или самозанятый работает на заказ, то продавец сможет для Вас пройти процедуру сертификации. Нужно договориться.

4.      Пройти процедуру и смело переходить к завоеванию рынка.

5.      Подготовить описание изделия (назначение, состав, свойства) — в виде отдельного сопроводительного документа (можно и на бирке или упаковке).

По нашему мнению, крупные сетевые магазины, а также маркетплейсы заинтересованы в строгом соблюдении положений, регулирующих торговлю товарами, и обязательно будут требовать представления документов (сертификат / декларация / отказное письмо).
Насколько нам известно, крупные маркетплейсы выстраивают свою политику таким образом, что ответственность за качество продаваемых товаров возложено на плечи самих продавцов. При этом, в случае обнаружения недостоверной информации, предоставленной продавцом в части безопасности реализуемой на их площадках продукции, продавец заплатит штраф маркетплейсу.