Единый перечень – Переход с “№ 982” на “№ 2425”

Единый перечень – Переход с “№ 982” на “№ 2425” осуществлён с 01.09.2022, когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425, в связи с чем новое постановление № 2425 пришло на смену постановлению № 982 и уже действует с 01.09.2022. Предполагается что будет действовать до 01.09.2028

Единый перечень - Переход с "№ 982" на "№ 2425"

Декларирование и сертификация на соответствие требованиям национального законодательства производится сегодня по правилам, Постановления Правительства от 19.06.2021 № 936 (с изменениями от 12.03.2022) «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными».

Документы, выданные согласно ПП № 982 до 01.09.2022, действительны до 01.09.2025 либо до окончания срока годности/службы задекларированной продукции. В случае внесения изменений в технологическую цепочку и/или рецептуру поставщику продукции необходимо получить новую документацию — уже согласно ПП № 2425.


Продукция, впервые включенная в новый перечень ПП № 2425, но введенная в оборот ранее без маркировки, может находиться в обращении до 01.09.2023.

Форма сертификатов и деклараций регулируется приказом Минпромторга России от 27.05.2021 № 1934 «Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них», и она отличается от формы соответствия техническим регламентам.
В новом документе идентификатором продукции является код ТН ВЭД ЕАЭС (ранее использовался код ОКП/ОКПД-2). Заметим, что действующие на данный момент формы декларации и сертификата содержат в себе как коды ТН ВЭД ЕАЭС, так и коды ОКПД-2. Необходимо учитывать этот параметр при регистрации того или иного документа, особенно если речь идет об импортной продукции.
В новом постановлении содержатся также документы, которые устанавливают не только требования, но и методы исследований (испытаний) и измерений.

Внимание на процедуру оценки соответствия

Оценка соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и в единый перечень продукции, подлежащей декларированию, проводится в соответствии с правилами, установленными в постановлении Правительства РФ от 24.07.2021 № 1265 «Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»».
Согласно правилам, при декларировании соответствия необходимо руководствоваться схемами по национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54008—2010 «Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия», если иное не установлено документами по стандартизации, разработанными для конкретной продукции и включенными в перечень приложения к постановлению № 1265.
Важно, что с 01.01.2023 взамен ГОСТ Р 54008—2010 вступит в силу ГОСТ Р 54008—2022 «Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия». Обновленный стандарт разработан с учетом положения о типовых схемах, утвержденных решением Совета ЕЭК № 44 от 2018 года.

Предложенные в нем положения, элементы типовых схем декларирования аналогичны схемам, применяемым в рамках декларирования для целей оценки соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.
ГОСТ Р 54008—2022 имеет право досрочного применения с 01.06.2022. Таким образом, на момент вступления в силу постановления № 2425 у заявителей есть выбор в части применения схем декларирования по одному из вышеперечисленных стандартов.

Переходный период также наблюдается и в части применения стандартов, устанавливающих схемы оценки соответствия в форме сертификации. В настоящее время действует ГОСТ 53603—2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации».
Вступление в силу ГОСТ 53603—2020 ожидается 01.01.2023, но уже сейчас он может применяться досрочно. Данный стандарт учитывает положения о типовых схемах, утвержденных решением Совета ЕЭК № 44, и устанавливает такие типовые схемы, которыми необходимо руководствоваться не только при осуществлении обязательной сертификации на национальном уровне, но и при добровольной сертификации.
К новшествам относится также и то, что для отдельных видов продукции по желанию заявителя декларирование можно заменить сертификацией по схемам, эквивалентным схемам декларирования.
Напомним, что сертификация — это оценка третьей стороной соответствия продукции обязательным требованиям, включающая проведение анализа состояния производства, периодические испытания сертифицированной продукции.
Предполагается, что замена (возможность замены) декларирования на сертификацию может обеспечить доверие со стороны покупателей к продукции.

Кажется, что перечень 2425 более удобен в применении, однако не без несовершенств. Так, для некоторых видов продукции, указанных в ПП № 2425, стандарты соответствия являются уже устаревшими (например, для аккумуляторных батарей и первичных источников тока).
«Готовый к употреблению документ может гораздо быстрее устаревать и терять актуальность, чем общее руководство к действию», — заметил спикер. Поэтому ГОСТ Р 53603—2020, который был обновлен для нового перечня ПП № 2425, нуждается в изменениях, и сейчас обсуждается вопрос о внесении в него правок и дополнений. Возможно, с этим связаны и переносы сроков его вступления в силу.

Акцентируем внимание на особенно важных и значимых изменениях в новом перечне, которые касаются конкретных видов продукции и способов оценки ее соответствия.
Часть продукции, подлежащей исключительно декларированию, осталась в этом же качестве в новом перечне ПП № 2425, а именно:
— теплоизоляционные материалы;
— картон фильтровальный;
— строительные смеси и растворы;
— санитарно-техническая водоразборная арматура;
— спички;
— стеклянная посуда и т. д.

Вновь включенная в ПП № 2425 продукция, подлежащая декларированию:
— трубы канализационные, фасонные части из полиэтилена (для внутридомовой канализации);
— трубы полимерные жесткие прочие (для безнапорной канализации);
— изделия пластмассовые для канализации (колодцы);
— материалы теплоизоляционные (из пенополиэтилена, отражательные с облицовкой из алюминиевой фольги);
— стеклопакеты клееные строительные;
— арматура смесительная санитарно-техническая водоразборная (смесители и краны).

Из списка ранее подлежащей декларированию продукции исчезли:
— ножи хозяйственные специальные;
— средства по уходу за зубами и полостью рта;
— масло вазелиновое медицинское;
— женские гигиенические прокладки;
— пеномоющие средства;
— прокат из коррозионностойкой стали для хирургических имплантатов;
— прутки литые из сплава ХК62М6Л.

Из списка продукции, ранее подлежащей сертификации, оказались исключены изделия из латексов и клеев, а также вся продукция для железнодорожной отрасли.
Вновь включенная в ПП № 2425 продукция, подлежащая сертификации:
— изделия из полимерных композитов строительного назначения;
— арматура трубопроводная (краны шаровидные);
— трубы и детали трубопроводов из термопластов, металлопласта полимерные для тепло- и водоснабжения;
— строительные изделия из бетона (плиты бетонные тротуарные, трубы бетонные, железобетонные);
— герметики для организации деформационных швов;
— трубы и детали трубопроводов из чугуна;
— строительные изделия из металла;
— стекло архитектурно-строительного назначения;
— инвентарь для прикладных видов спорта (луки, сабли, шпаги);
— различные виды оружия.

Из представленного списка новых позиций видно, что к сертифицируемой в обязательном порядке продукции предъявляются более высокие требования по безопасности, чем к той, которая подлежит декларированию.

Наиболее ожидаемое нововведение ПП № 2425 — это появление в нем никотинсодержащей продукции, которая подлежит декларированию. Ранее на эту продукцию не было предусмотрено получение разрешительного документа, требовался только протокол исследования о содержании никотина.
Сегодня ситуация изменилась. В данный момент системы нагревания табака (собственно, устройства) подпадают под действие ТР ТС 020/2011, поэтому продавцу и производителю будет необходимо получить два документа. «Важно, что в лаборатории РОСТЕСТа возможно провести испытания и оценку на соответствие такой продукции требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 58109—2018, и у нас уже накоплен достаточный опыт в этой области».
Отметим, что спорным моментом ПП № 2425 является вопрос об оценке шаровых кранов из латуни. Запорная арматура присутствует в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и подлежит декларированию. В перечне такая продукция фигурирует как изделия промышленного назначения.
Между тем национальный ГОСТ Р 59553—2021 предполагает, что краны шаровые из латуни должны проходить обязательную сертификацию и к ним предъявляется достаточно много требований. Такой тип продукции довольно редко декларируется в соответствии с ТР ТС 010/2011, хотя и включен в него. На данный момент шаровые латунные краны будут проходить сертификацию согласно ПП № 2425, и здесь усматривается некоторое противоречие.
Для оценки другой категории подобной продукции — арматуры смесительной санитарно-технической водоразборной (смесителей и кранов) — появился отсутствовавший ранее специализированный стандарт (ГОСТ 19681—2016), по которому данная продукция будет проходить оценку для декларирования.
Наши эксперты в сфере технического регулирования рекомендуют обратить внимание на обязательные требования ко многим видам продукции, которые существенно расширятся с 01.09.2022.

Например, список обязательных требований для посуды из коррозионностойкой стали (ГОСТ 27002—2020), посуды алюминиевой штампованной (ГОСТ 17151—2019), средств моющих порошкообразных, удобрений минеральных (ГОСТ Р 51520—99) расширился практически в два раза. Многие требования конкретизированы и детализированы, определены методы испытаний и измерений. Для всех перечисленных групп продукции возможна замена декларирования на сертификацию.

Большое внимание эксперты уделяют кормам для непродуктивных животных, которые с 01.09.2022 будут оцениваться по новому стандарту. Они подчеркивают, что ГОСТ Р 55453—2013 отменен с 01.07.2022 и заменен на ГОСТ Р 55453—2022 с учетом новых требований к маркировке, которые, в свою очередь, отсылают к ГОСТ Р 55984—2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».
Таким образом, этот новый стандарт должен стать буквально настольной книгой для всех, кто занимается производством и продажей кормов для домашних питомцев. Важно, что в связи с требованиями нового стандарта вводятся обязательные испытания (в том числе по органолептическим показателям и показателям питательной ценности), которые будет необходимо проводить в аккредитованной лаборатории.
В этой связи следует упомянуть и о возможностях РОСТЕСТа как независимого и аккредитованного в национальной системе аккредитации органа инспекции, специалисты которого квалифицированно консультируют заявителей по вопросам ввоза продукции, отбора образцов для испытаний и регистрации деклараций и сертификатов.