немолочное молоко

Немолочное молоко или молочное немолоко

Как должны называться растительные альтернативы молочных продуктов (немолочное  молоко) в соответствии с законом?

Так называемое немолочное молоко, а если точнее, то – растительная альтернатива молочного продукта уже хорошо известна российскому потребителю. Путается ли потребитель в молочных и немолочных продуктах?

О чём речь?

Каждый магазин продуктов обязательно предлагает своим посетителям такие псевдо молочные продукты. Все эти “немолоки” очень отличаются по своему составу друг от друга. Многие из этих немолочных видов молока содержат сахар или его заменитель для улучшения вкуса, хотя большинство брендов предлагают несладкие версии. Некоторые виды немолочного молока продаются в холодильном отделении, а другие стабильны при хранении в комнатной температуре.

Кто не знаком с темой псевдомолока, ниже, для справки, приведём некоторые из наиболее распространенных заменителей, а также основную информацию об их питательности на стакан продукта:

Соевое молоко: содержит 109 калорий, 5 граммов жира, 7 граммов белка и 8 граммов углеводов.

Рисовое молоко: содержит 120 калорий, 2,5 грамма жира, 1 грамм белка и 23 грамма углеводов.

Овсяное молочко: содержит 130 калорий, 2,5 грамма жира, 4 грамма белка и 24 грамма углеводов.

Миндальное молоко: содержит 60 калорий, 2,5 г жира, 1 г белка и 8 г углеводов.

Кокосовое молоко: содержит 80 калорий, 5 граммов жира, 0 граммов белка и 7 граммов углеводов.

Молоко кешью: содержит 60 калорий, 2,5 грамма жира, 1 грамм белка и 9 граммов углеводов.

Льняное молоко: содержит 50 калорий, 2,5 грамма жира, 0 граммов белка и 7 граммов углеводов.

Конопляное молоко: содержит 100–140 калорий, 5–7 граммов жира, 2–5 граммов белка и 8–20 граммов углеводов.

Вывод: содержание питательных веществ в немолочном молоке существенно различается, хотя в целом в нем меньше жира по сравнению с рядовым коровьим молоком. Все, кроме соевого молока, также содержат меньше белка.

Полезно ли немолочное молоко или не очень – мы не будем разбирать этот вопрос. Факт состоит в том, что такое немолоко представлено практически повсеместно и приличными темпами завоёвывает своего покупателя. Вопрос о том, кто же диктует моду или хайп – спрос формирует предложение, либо навязчивое предложение находит своих адептов – мы тоже оставим в стороне. Достаточно сказать, что данный сегмент рынка растет очень быстрыми темпами, как во всем мире, так и в нашей стране. Согласно исследованиям, среднегодовой темп роста категории в мире к 2031 году составит 13,99%. А оборот российского рынка в 2021 году, согласно данным Союза производителей растительных продуктов, достиг более 5,5 млрд рублей. Для справки: по некоторым данным Оборот молочных продуктов в России за 2021 год составил 94,9 млрд рублей, при том, что в структуре оборота молочных продуктов на долю сыров и творога приходится 36,4%, молока – 32,5%, сливочного масла – 15,5%, прочих молочных продуктов – 11,6%.

В чём проблема?

В принципе проблемы никакой нет. Однако, с точки зрения защиты потребителя, которого со всех сторон снабжают информацией, которую следует воспринимать осторожно, именно с этой точки зрения – представление немолочных продуктов посредством ассоциативного ряда с реальным молоком, является не совсем корректным делом, если не сказать больше – незаконным!

Так производители альтернативной молочной продукции в условиях недостаточно устоявшихся названий называют такие псевдомолочные продукты молочными терминами («миндальное молоко», «соевый йогурт» и т.д.). А что говорит закон? Стоит ли сегодня закон на позициях запрета использования молочных названий для растительной продукции и требует ли он разделять понятия?

С одной стороны, вроде бы и нет сегодня нормативно-правовых актов, которые бы отдельно регулировали вопросы, связанные с наименованием такой продукции на растительной основе. С другой стороны, действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), который разработан в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, предназначенную для продажи на территории Таможенного союза (сегодня ЕАЭС), а значит и на территории России. Данным регламентом прямо установлено, что молоком, можно называть лишь «продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него».

Согласно ст. 4 Технического регламента Таможенного союза “Пищевая продукция в части ее маркировки” (ТР ТС 022/2011), в наименовании пищевой продукции не допускается указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции».  

Что это значит с юридической точки зрения?

Это значит только то, что использование терминов «растительное молоко», «соевое молоко», «миндальное молоко» и др. в настоящее время является неправомерным. Более того, в соответствии с пунктом 82 ТР ТС 033/2013 для молокосодержащих продуктов и продуктов с ЗМЖ не допускается использование понятий, установленных для молока и молочных продуктов, их различных сочетаний, в том числе в наименованиях, товарных знаках либо придуманном названии при маркировке таких продуктов, на их этикетках, в любых целях, которые могут ввести потребителя в заблуждение, а также слов, которые образованы от понятий молочных продуктов. Согласно техрегламенту, наименование пищевой продукции должно достоверно характеризовать ее и позволять отличать от другой пищевой продукции.

Обращаем внимание на самое важное: наименование должно позволять потребителю отличать настоящие молочные продукты от другой пищевой продукции. Это также справедливо и для так называемых придуманных названий, где также не допускается использование в названии «немолочных продуктов» таких наименований истинно молочной продукции, как «сыр», «йогурт», «сливки», если указанная молочная продукция и ее компоненты не были использованы при производстве продукта растительного происхождения.

За такое нарушение предусмотрен штраф от 100 до 300 тысяч рублей согласно ст. 14.43 КоАП РФ.  Однако, видимо система поиска нарушителей и их наказания не работает эффективно, если не сказать больше – совсем!?

Производители свои продукты на растительной основе (на немолоке) могут с лёгкостью называть вполне себе аппетитными и привлекательными с точки зрения продаж названиями, типа:

Вместо «йогурт на растительном молоке» назвать «продукт пищевой на растительной основе ферментированный»

Вместо «кефир кокосовый» называть «напиток растительный ферментированный кокосовый»

Как считаете Вы?