Нечестный знак в техрегулировании

Нечестный знак в техрегулировании

25 августа вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2023 г. № 1338 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по использованию возможностей Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров», что является важным шагом в развитии системы маркировки товаров в России.

Нечестный знак в техрегулировании – намёк на вопрос: “Эффективно ли используется Государственная информационная система?”

Этот, своего рода эксперимент, который проведут с 1 сентября 2023 г. по 30 августа 2024 г., когда сопровождение товаров документами о соответствии техрегламентам будут обеспечивать с помощью ГИС (государственной информационной системы) мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Документ касается бутилированной воды, обуви, парфюмерии, шин и покрышек. В эксперименте участвуют Минпромторг, Минэкономразвития, Минцифры, Минсельхоз, Росаккредитация, Роспотребнадзор, Росстандарт, ФТС и Оператор-ЦРПТ. Участники оборота участвуют в эксперименте добровольно на основании соответствующих заявок, чтобы протестировать функции системы:

  • по проверке того, подходят ли реквизиты разрешительных документов к экземпляру товара. Речь идет о сертификатах соответствия, свидетельствах о госрегистрации и декларациях о соответствии;
  • по сопоставлению объемов продукции, которую вводят в оборот, с партией товаров из таких документов, если они есть;
  • по работе с информацией для оценки безопасности продукции.

Добровольно подключиться к пилотному проекту смогут вроде бы все желающие-участники оборота упакованной воды, обуви, духов, туалетной воды, а также ряда шин и покрышек.

Для участия в мероприятии нужно будет подать заявку по методическим рекомендациям. Их утвердит Минпромторг вместе с Минэкономразвития.

Правительство РФ перечислило коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и отметило некоторые исключения.

Конечная цель данного эксперимента заключается в тестировании новых технологий и методов контроля за оборотом маркированных товаров, а также в проверке эффективности использования Государственной информационной системы.

В рамках эксперимента планируется использовать возможности Государственной информационной системы для сопровождения товаров документами, подтверждающими соответствие товаров требованиям технических регламентов. Это позволит повысить уровень безопасности продукции, а также сократить количество нарушений в области маркировки и контроля за оборотом товаров.

По замыслу организаторов реализация данного эксперимента позволит ускорить процесс оборота маркированных товаров и повысить прозрачность деятельности участников рынка. Кроме того, он будет способствовать улучшению качества продукции и снижению количества фальсифицированных товаров на рынке.

Примечательно, что в России система маркировки и прослеживания товаров это специальный вид информационных систем, предназначенных для контроля прохождения товаров от производителей и/или импортеров через торговые сети потребителям.

В России работают несколько таких систем. Ряд проектов работал в предшествующие годы и был закрыт, но в целом в последние годы круг товаров, подлежащих контролю, резко увеличился и планируется его дальнейшее расширение.

Крупнейшей системой маркировки является «Честный знак» (товары лёгкой промышленности, шубы, обувь, табак, лекарства, молочная продукция, шины и ряд других товарных групп; с 2024 года — все товарные группы). Оператором системы Распоряжением Правительства РФ без конкурса назначена компания ЦРПТ (совместное предприятие Алишера Усманова, «Ростеха» и Александра Галицкого). Вот и вновь оператором будет компания ЦРПТ. Решение о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров в форме государственно-частного партнёрства было принято Правительством РФ и одобрено Президентом РФ. Это государственно-частное партнёрство стало первым в России ГЧП в области информационных технологий. Частным партнёром проекта и оператором системы было выбрано ООО «Оператор-ЦРПТ», публичным партнёром и координатором — Минпромторг России. Критики обращают внимание на то, что назначение оператора было осуществлено Правительством РФ, как и ранее, без конкурса и какого-либо тендера, что устанавливает монополию одной компании на всю систему маркировки.

По мнению критиков, под видом маркировки бизнес, а как следствие — население, фактически обкладывается новым налогом, который позволит обогащаться не только государству, но и олигархам, близким к верхушке власти, что даёт почву для подозрений в наличии коррупции и злоупотреблении власть имущими.