Квадроцикл, ты кто?

Квадроцикл, ты кто такой?

Тема подтверждения соответствия квадроциклов до сих пор остаётся однозначно не урегулированной и у всех логичный вопрос: “Квадроцикл, ты кто такой?”

Пришло лето и у любителей экстрима пришло желание кататься на квадроциклах, а у продавцов продавать и конечно же импортировать. Не секрет, что почти все квадроциклы разъезжающие по нашим бездорожьям – техника забугорная. И чтобы её привезти в Россию, её необходимо снабдить соответствующими документами. Вопрос подтверждения квадроциклов соответствия до сих пор остаётся однозначно не урегулированным. Это мешает спокойно жить и работать всем. Вопросом “Квадроцикл, ты кто такой?” задаются все: от конечного потребителя до таможенника с импортёром. Дело в том, что “квадроцикл” – это не пойми есть кто! То ли мотоцикл о четырёх колёсах, то ли вездеход, то ли вообще спецтехника…

Бытуют мнения, что квадроцикл это:

  1. болотоход (мотовездеход)
  2. реабилитационный велосипед
  3. квадрицикл
  4. трактор
  5. самоходная машина
  6. спортинвентарь

Сразу и не разобраться! Что же нам известно с точки зрения технического регулирования? А то, что в нормативных документах понятие “квадроцикл” своего понятия не имеет, вернее не имеет необходимого технического определения. В нормативных документах квадроцикл встречается дважды:

Квадроцикл – это НЕ болотоход (мотовездеход)

Первый раз упоминается в Письме Министерства промышленности и торговли РФ от 12 ноября 2015 г. № 48616/10 “О подтверждении соответствия мотовездеходов и квадроциклов” из текста которого нам становится вообщенепонятносовсемничего…  Кручу-верчу, запутать хочу. В сухом остатке высветилась мысль о том, что если каким-то боком признать квадроцикл болотоходом, то его вроде как можно сертифицировать по ТР ТС 010 “О безопасности машин и оборудования”.

Интересен также факт того, что некоторые пытаются ввозить квадроциклы в качестве снегоболотоходов, ассоциируя их с мотовездеходами. Однако, по нашему мнению, наиболее близкими по признаку назначения к мотовездеходу, находятся автомобили – специальные вездеходы. И как раз к ним больше подходят снегоболотоходы и вездеходы-амфибии. Как мы уже рассмотрели ранее мотовездеходы и квадроциклы эти понятия не тождественны.

Квадроцикл – это НЕ реабилитационный велосипед

Второй раз среди документов национальной стандартизации понятие “квадроцикл” встречается как четырехколесный реабилитационный велосипед [квадроцикл]: Четырехколесный велосипед с ножным управлением для одного пользователя-инвалида. (п. 3.7.74 ГОСТ Р 58288-2018 “Вспомогательные средства и технологии для людей с ограничениями жизнедеятельности. Термины и определения”). Вряд ликто-то будет оспаривать несоответствие обсуждаемых квадроциклов и четырёхколёсных велоколясок. Очевидно, что это не одно и то же…

Квадроцикл – это НЕ квадрицикл

Просим обратить внимание, что в рамках действующего законодательства в сфере получения прав на управление транспортного средства разграничиваются “квадроциклы” и “квадрициклы”. Для первых не требуется получение водительских прав категорий транспортных средств. Однако бытует мнение, что необходимо получить права на управление квадроциклами и они должны быть зарегистрированы в органах Гостехнадзора. Квадрициклы же приравниваются к транспортным средствам и для них выдаются права категории “М” или подкатегория “В1” (- подп. “к” п. 25 постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 “О допуске к управлению транспортными средствами”);

Квадроцикл – это НЕ трактор

В такое заблуждение вводит Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2021 г. по делу N 16-1258/2021, в котором разбирается ситуация с ездой “без прав” квадроцикле, и суд, ошибочно пришёл к выводу, что Квадроцикл, это хоть и не квадрицикл, но трактор. Большая часть квадрациклов, конечно, мощностью более 4кВт и объём двигателя гораздо больше 50 куб., однако приравнивать квадроцикл к тракторам в корне не верно.

Квадроцикл – это НЕ самоходная машина

Исходя из вышесказанного – права на управления получать необходимо, но в зависимости от вида техники различается и компетентный орган, который имеет право выдавать указанные права: Гостехнадзор или Госавтоинспекция. Да, и для тракторов нужны права и для самоходных машин тоже. Однако самоходная машина по смыслу закона своей прямой функцией, конечно, предназначена для работы вне дорог общего пользования… Однако, важнейшим отличием является то, что у самоходной машины функция передвижения – это вспомогательный элемент, не дающий управляющему машиной передвигаться на значительные расстояния – иными словами добираться как на транспортном средстве из точки А в точку Б.

А что же нам известно про таможенное оформление? По каким кодам ТН ВЭД ЕАЭС завозят квадроциклы?

8703 21 109 1 – транспортные средства только с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием прочие: / с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см³: / новые: / прочие: / четырехколесные моторные транспортные средства повышенной проходимости с двумя или четырьмя ведущими колесами, оборудованные сиденьем мотоциклетного (седельного) типа, рычагами ручного рулевого управления двумя передними колесами, шинами для бездорожья, с автоматическим или ручным управлением трансмиссией, обеспечивающей задний ход

8703 21 109 9 – прочие 

Что имеем в итоге?

Понятие “квадроцикл” ни законодательством о безопасности дорожного движения РФ, ни законодательной базой технического регулирования однозначно не регламентировано, но что совершенно точно, это то, что квадроцикл являясь транспортным средством, не предназначен для движения по дорогам общего пользования.

В соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 1 апреля 2019 г. № 281 “Об утверждении правил вида спорта “Мотоциклетный спорт”, Квадроцикл признаётся спортивным инвентарём. Вот выдержка из Приказа:

Спортивный инвентарь (мотоцикл, снегоход, квадроцикл) – управляемые спортсменом спортивные технические средства, предназначенные для участия в соревнованиях и тренировках, различающиеся по техническим параметрам, приводимые в движение механическим путем, и являющиеся неотъемлемой частью мотоциклетного спорта.

Вывод

Квадроцикл являясь четырехколесным транспортом, предназначенным для участия в спортивных мероприятиях, передвижению по бездорожью, и не предназначенным для движения по дорогам общего пользования, имея код ТН ВЭД ЕАЭС 8703 21 109 1/9

  • не включён в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» и «Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 2425 от 23.12.2021 г. и для него представление сертификатов соответствия или деклараций о соответствии не требуется,
  • не входит в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям ТР ТС 018/2011, утв. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 14.07.2015 г. №77 и ТР ТС 010/2011, утв. ЕЭК от 16.01.2018 г. №6,
  • также не подпадает под действие иных технических регламентов ЕАЭС

и для нее не требуется представление документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС.

Таким образом, квадроцикл – это хоть и очень технологичный, но всё же спортинвентарь. А что такое спорт? Спорт это жизнь, фан, досуг и много чего ещё прекрасного, особенно летом.