Статья о борьбе за прекращение оформлений СБКТС без проведения испытаний
СБКТС – свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств
Ещё в 2023 году Росстандарт сообщал о распространении в СМИ недостоверной информации о мерах, принимаемых в отношении ввозимых на территорию РФ единичных транспортных средств, включая автомобили в рамках «параллельного импорта».
Речь шла о правилах оценки соответствия ввозимых транспортных средств. Согласно ГОСТ 33670–2015 автомобиль должен пройти оценку в аккредитованной лаборатории, по итогам которой выдают свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС).
Некоторые примеры нарушений:
• Оформление СБКТС испытательной лабораторией, не имеющей полной области аккредитации.
• Выдача СБКТС без проведения испытаний (исследований, измерений) по одному из обязательных требований (тормозные системы, светотехника).
• Оформление СБКТС на транспортные средства, ввозимые физическими лицами и задекларированные ими не для собственных нужд, а для других целей.
В 2024 году ситуация вышла на новый уровень. Разные информагенства стали сообщать информацию о мерах, принимаемых в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации единичных транспортных средств, включая автомобили в рамках «параллельного импорта». Речь идёт о публикациях, в том числе на портале Autonews.ru, в которых говорилось, что в России выявили «тысячи» случаев подачи в таможенную службу поддельных инвойсов от продавцов машин, ввезённых по параллельному импорту. Предполагалось, что для экономии в документах значительно занижалась стоимость автомобилей. В публикации подчёркивалось, что, если владелец машины не компенсирует недоимку, может быть аннулирован электронный паспорт транспортного средства, а затем — и регистрация автомобиля.
Правда в январе 2025 года МВД опровергло опубликованную на сайте Autonews.ru информацию о массовом аннулировании регистрации транспортных средств, ввезённых по параллельному импорту, из-за неуплаченного утилизационного сбора. МВД России опровергло эти сведения, указав, что, согласно законодательству, аннулирование электронного паспорта транспортного средства не входит в число оснований для прекращения регистрации автомобиля, а любые вопросы, связанные с невыплатой утилизационного сбора, должны решаться в рамках таможенного и гражданского законодательства.
Росстандарт тогда объяснял, что активно принимает участие в выявлении нарушений и принимает меры реагирования, вплоть до исключения СБКТС из реестра (аннулирования СБКТС).
Также Росстандарт сообщал, что на регулярной основе осуществляет выборочный мониторинг правильности оформления СБКТС. В случае выявления нарушений при оформлении СБКТС, с учётом положений технического регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ведомством принимаются меры реагирования, вплоть до исключения СБКТС из реестра (аннулирования СБКТС). Такая ситуация возможна, например, в связи с оформлением СБКТС испытательной лабораторией, не имеющей полной области аккредитации в соответствии с ГОСТ 33670-2015, или с оформлением СБКТС без проведения испытаний (исследований, измерений) по одному из обязательных требований (тормозные системы, светотехника).
Ввозимые на территорию Российской Федерации единичные транспортные средства подлежат оценке соответствия согласно положениям ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Данный документ предусматривает обязательное предоставление автомобиля в аккредитованную лабораторию для проведения испытаний в целях оценки безопасности и оформления по результатам проведения экспертизы свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС). Если автовладельцу предлагают оформить СБКТС «дистанционно», то это является грубым нарушением правил проведения оценки соответствия и такой СБКТС подлежит отмене, в том числе в порядке надзора.
Всё-таки факт остаётся фактом: таких автовладельцев оказалось достаточное множество – тех, чьи СБКТС оказались отменёнными и теперь они должны оформлять новый документ соответствия. Автовладелец, столкнувшийся с отменой СБКТС, может только предъявить претензии недобросовестной лаборатории, в том числе в судебном порядке.
И вот буквально на днях, тема с СБКТС получила новый импульс развития – появилась информация об установления ограничения количества оцениваемых транспортных средств в 80 единиц в сутки для испытательных лабораторий. Ограничение устанавливается Приказом Росстандарта от 03.03.2025 N 430. Чем обусловлена цифра 80 единиц в сутки и как рассчитана такая «эффективность» данных, к сожалению, нигде нет. Сам Приказ Росстандарта от 03.03.2025 №430 называется «Об утверждении предельного максимального значения количества оцениваемых в сутки единичных транспортных средств». Документ принят в соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» и другими нормативными актами. Его задача утвердить предельное максимальное значение количества оцениваемых в сутки единичных транспортных средств, которое равно 80 единицам в соответствии с подразделом 2 раздела V технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и посредством этого реализовать принципы технического регулирования при оценке соответствия единичных транспортных средств и регистрации свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
А вот контроль за исполнением приказа возложен на заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А. М. Кузьмина, который 4 апреля 2025 года на совещании с представителями аккредитованных испытательных лабораторий завил буквально следующее: “Ввиду выявленных нарушений при оформлении свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств Росстандартом принято решение об утверждении предельного максимального значения количества оцениваемых испытательными лабораториями с соответствующей областью аккредитации и типовой инфраструктурой единичных транспортных средств в сутки. Введение указанного ограничения позволит значительно усилить контроль за оформлением СБКТС такими лабораториями”
Как мы уже понимаем, вся эта история с СБКТС связана ни с чем иным как с серьёзными проблемами в сфере сертификации транспортных средств в России, здесь и там выявляемых в последние годы, когда были зафиксированы многочисленные нарушения при оформлении свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС). Напомним, что эти нарушения касались:
• Несоответствия заявленных характеристик реальным параметрам транспортных средств
• Формального подхода к проведению испытаний
• Массового оформления СБКТС без должного технического контроля
И именно для борьбы с этими нарушениями Росстандарт был вынужден ввести ряд мер, в том числе:
- Ограничение максимального количества транспортных средств, которые могут быть оценены одной лабораторией за сутки
- Ужесточение требований к испытательным лабораториям
- Усиление контроля за выдачей СБКТС
Важно отметить, что подобные меры уже применялись ранее в других сферах сертификации, где были выявлены системные нарушения, что подтверждает их эффективность в борьбе с недобросовестными практиками. Мы конечно же понимаем, что цель этих мер – повысить качество проведения испытаний и достоверность выдаваемых свидетельств о безопасности конструкции. Ограничение количества оцениваемых транспортных средств в сутки до 80 позволит лабораториям более тщательно проводить проверки и минимизировать риски оформления СБКТС с нарушениями. Однако, неужели испытательные лаборатории имеют ничем не ограниченную пропускную способность по проверке автотранспорта для выдачи свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств – это не совсем так… испытательные лаборатории итак имеют ограниченную пропускную способность по проверке автотранспорта для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, которая ограничена нормативами оценки соответствия транспортных средств и перечнем лучших практик систем менеджмента качества.
Мы очень надеемся, что это решение “Усиление контроля или не более 80 СБКТС/сутки” является частью более широкой реформы системы сертификации транспортных средств в России, направленной на борьбу с серым импортом и обеспечение безопасности дорожного движения.
А как думаете Вы?